Русские
 
Зарубежные
Аренский А.С.
Бородин А.П.
Гаврилин В.А.
Калинников Вс.С.
Калинников Вк.С.
Лядов А.К.
Прокофьев С.С.
Рахманинов С.В.
Римский-Корсаков Н.А.
Свиридов Г.В.
Скрябин А.Н.
Танеев С.И.
Чайковский П.И.
Светлана Викторовна Костина

Вольфганг Амадей Моцарт


Биография | Симфонии | Концерты | Хоровая музыка

Австрийский композитор (27.1.1756 – 05.12.1791). Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы – от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец – скрипач и композитор Л. Моцарт. С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 – первые произведения для музыкального театра). В 1762 начались гастроли Моцарт и его сестры – пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В 1769-77 он служил концертмейстером, в 1779-81 органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 совершил три поездки в Италию; в 1770 был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой «Митридат, царь понтийский». К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории «Долг первой заповеди» (1-я ч., 1767, Зальцбург), латинской комедии «Аполлон и Гиацинт» (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля «Бастьен и Бастьенна» (1768, Вена), итальянских опер-буффа «Притворная простушка» (1769, Зальцбург) и «Мнимая садовница» (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа «Митридат» и «Луций Сулла» (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) «Асканий в Альбе» (1771, Милан), «Сон Сципиона» (1772, Зальцбург) и «Царь-пастух» (1775, Зальцбург); 2 кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме Ж.Ж. Новера «Безделушки» (1778). После постановки оперы «Идоменей, царь критский» в Мюнхене (1781) Моцарт порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарта «Похищение из сераля» (1782, Вена). В 1786 состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта «Директор театра» и оперы «Свадьба Фигаро» по комедии Бомарше.     После Вены «Свадьба Фигаро» была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарта «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (1787). С конца 1787 Моцарт – камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра – весёлую и изящную оперу «Все они таковы, или Школа влюблённых» (иначе – «Так поступают все женщины», 1790). Опера «Милосердие Тита» на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарта – «Волшебная флейта» (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

Моцарт – представитель венской классической школы, его творчество – музыкальная вершина XVIII в., детище эпохи Просвещения. Рационалистические принципы классицизма соединились в нём с влияниями эстетики сентиментализма, движения «Буря и натиск». Взволнованность и страстность так же характерны для музыки Моцарта, как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке Моцарта сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль Моцарта сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке Моцарта переданы ощущение полноты жизни, радость бытия – и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

Оперы Моцарт – синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере Моцарт отдаёт музыке – вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей. По-своему развил Моцарт некоторые приёмы музыкальной драмы К.В. Глюка (в частности, в «Идоменее»). На основе комической и отчасти «серьёзной» итальянской оперы Моцарт создал оперу-комедию «Свадьба Фигаро», в которой соединены лирика и веселье, живость действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой социальной оперы – превосходство людей из народа над аристократией. Опера-драма («весёлая драма») «Дон Жуан» сочетает комедию и трагедию, фантастическую условность и бытовую реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает в опере жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности противостоят твёрдые принципы морали. Национальная опера-сказка «Волшебная флейта» продолжает традиции австро-немецкого зингшпиля. Как и «Похищение из сераля», она сочетает музыкальные формы с разговорным диалогом и опирается на немецкий текст (большинство др. опер Моцарта написано на итальянском либретто). Но музыка её обогащена различными жанрами – от оперных арий в стилях оперы-буффа и оперы-сериа до хорала и фуги, от простенькой песенки до масонских музыкальных символов (сюжет навеян масонской литературой). В этом произведении Моцарт прославил братство, любовь и нравственную стойкость.

Отталкиваясь от выработанных Й. Гайдном классических норм симфонической и камерной музыки, Моцарт усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное содержание, привнёс в них драматическую напряжённость, обострил внутренние контрасты и усилил стилевое единство сонатно-симфонического цикла (позднее Гайдн воспринял многое от Моцарта). Существенный принцип моцартовского инструментализма – выразительная кантабильность (певучесть). Среди симфоний Моцарта (около 50) наиболее значительны три последние (1788) – жизнерадостная, сочетающая возвышенные и бытовые образы симфония ми-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью, нежностью и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально многогранная симфония до мажор, которой позднее было присвоено название «Юпитер». Среди струнных квинтетов (7) выделяются квинтеты до мажор и соль минор (1787); среди струнных квартетов (23) – шесть, посвященных «отцу, наставнику и другу» И. Гайдну (1782-1785), и три так называемых Прусских квартета (1789-90). Камерная музыка Моцарта включает ансамбли для разных составов, в том числе с участием фортепианных и духовых инструментов.

Моцарт – создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты Моцарта приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения. В концертах для фортепиано с оркестром (21) отразились блестящее мастерство и вдохновенная, певучая манера исполнения самого композитора, равно как и его высокое искусство импровизации. Моцарт написал по одному концерту для 2 и для 3 фортепиано с оркестром, 5 (6?) концертов для скрипки с оркестром и ряд концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию с 4 солирующими духовыми инструментами (1788). Для своих выступлений, а частично для учениц и знакомых Моцарт сочинял фортепианные сонаты (19), рондо, фантазии, вариации, произведения для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки.

Большую эстетическую ценность имеет бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка Моцарта – дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его масонские композиции для оркестра («Масонская траурная музыка», 1785) и хора с оркестром (в том числе «Маленькая масонская кантата», 1791), родственные по духу «Волшебной флейте». Церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом Моцарт писал главным образом в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два незаконченных крупных произведения – месса до минор (написанные части использованы в кантате "Кающийся Давид", 1785) и знаменитый Реквием, одно из глубочайших созданий Моцарта (заказан анонимно в 1791 графом Ф. Вальзегг-Штуппахом; завершен учеником Моцарта – композитором Ф.К. Зюсмайром).

Моцарт был в числе первых, кто создал в Австрии классические образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на итальянском языке), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с фортепиано, в том числе «Фиалка» на слова И.В. Гёте (1785).

Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарта стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчёркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, учёных начиная с Й. Гайдна, Л. Бетховена, И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г.В. Чичериным и современными мастерами культуры. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» – эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит А.С. Пушкину («Моцарт и Сальери»). Преклонение перед «светозарным гением» выразил П.И. Чайковский в ряде своих музыкальных сочинений, в том числе в оркестровой сюите «Моцартиана». Во многих странах существуют моцартовские общества. На родине Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных, просветительных, исследовательских и учебных заведений во главе с Международным учреждением «Моцартеум» (основан в 1880).

Большая Советская Энциклопедия

Бах И.С.
Бетховен Л.
Гайдн Ф.Й.
Моцарт В.А.
Орф К.
Верди Дж.