На главную
 
Русские
 
Зарубежные
Аренский А.С.
Бородин А.П.
Гаврилин В.А.
Калинников Вс.С.
Калинников Вк.С.
Прокофьев С.С.
Рахманинов С.В.
Римский-Корсаков Н.А.
Свиридов Г.В.
Скрябин А.Н.
Танеев С.И.
Чайковский П.И.
Валерий Александрович Гаврилин

Биография | Хоровая музыка

Советский и российский композитор (17.08.1939 – 29.01.1999), автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственных премий, Народный артист РСФСР (1985). Родился в семье учителей. Отец вскоре после рождения сына погиб на фронте (1942). Жил в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 г. Мать была репрессирована, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе г. Вологды, учился в средней мужской школе №9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на ф-но под руководством Т.Д. Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И.М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М.А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С.Я. Вольфензона и игре на ф-но у Е.С. Гугель. В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель – профессор Ф.А. Рубцов) и по классу композиции профессора О.А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории Гаврилин занимался в аспирантуре. С 1964 вел класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года – член Союза композиторов. В 1967 году присуждена Государственная премия РСФСР им. Глинки. В 1979 году присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1985 году присвоено звание Народного артиста РСФСР и присуждена Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны».

Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. Со своей «Русской тетрадью» он вошел в музыку в 60-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-«деревенщиков». В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции. Как эстетика, так и стиль В. Гаврилина – наглядный пример неоромантических тенденций в современной русской музыке. Это проявляется прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утонченной разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» – найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдаленная связь с народными музыкальными представлениями, с традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В. Гаврилина и А. Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по В. Астафьеву) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В. Коростылева) – образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» сатирический элемент переплетен с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти. В инструментальной музыке В. Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина – культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм – душа его музыки.

Википедия

Бах И.С.
Бетховен Л.
Гайдн Ф.Й.
Моцарт В.А.
Орф К.
Верди Дж.