Русские |
Зарубежные |
|||
Сергей Иванович ТанеевРусский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель (25.11.1856 – 19.06.1915). С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 (с золотой медалью). Наибольшее влияние на Танеева оказали занятия в классах Н.Г. Рубинштейна (фортепиано) и П.И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л.С. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Московской консерватории (фортепиано, специальные музыкально-теоретические предметы), с 1881 профессор, в 1885-89 директор. Среди его учеников – С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, а также деятели советской музыкальной культуры – З.П. Палиашвили, Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, А.Н. Александров, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс и Б.Л. Яворский. Как директор сыграл значительную роль в углублении профессионального музыкального образования. Человек передовых убеждений, Танеев в 1905 году встал на защиту прав бастовавших учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава профессоров, но остался в центре музыкальной жизни Москвы. Был одним из основателей и активных деятелей Народной консерватории (с 1906), музыкального научного общества (с 1908 – «Музыкально-теоретическая библиотека»), многих концертных организаций и коллективов. Сотрудничал в Московской музыкально-этнографической комиссии (ещё в 80-х гг. осуществил многочисленные записи песен народов Кавказа, украинских песен, а также исследование северокавказского фольклора). Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Танеева, посвященные проблемам полифонии.
Композиторское наследие Танеева разнообразно в жанровом отношении. В своих сочинениях тяготел к нравственно-философской проблематике. Таковы его единственная опера «Орестея» (1895, Мариинский театр, Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») как закономерную победу сил разума и света; кантаты «Иоанн Дамаскин» (слова А.К. Толстого, 1884; посвящена памяти Н.Г. Рубинштейна) – одно из проникновенных и лирических созданий Танеева, и «По прочтении псалма» (слова А.С. Хомякова, 1915). Из четырёх симфоний выделяется 4-я (1898). Хоры (по использованию средств полифонии) явились новым словом в русской музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я.П. Полонского, К.Д. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Танеева занимают камерные ансамбли – струнные квартеты (в том числе 5-й, 1903; 6-й, 1905), трио (в том числе фортепьянное трио, 1903), квинтеты (в том числе фортепьянный квинтет, 1911). В творчестве Танеева органически сочетаются традиции классики – западноевропейской и русской (прежде всего воздействие Чайковского), и новые явления, характерные для музыки 20 в. (например, роль полифонии как метода развития). Музыка Танеева, не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этических проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечественной культуры. Большая Советская Энциклопедия |
||||
|
||||